Шины для автобусов: на что обратить внимание при покупке
Городские пассажирские перевозки — особый вид транспортного бизнеса, наименее подверженный рыночной конъюнктуре. Вне зависимости от того, как складывается ситуация в экономике, людей возить надо. К транспорту, осуществляющему такие перевозки, предъявляются особые требования в части безопасности, надежности и комфорта. Не последнюю роль в соответствии обозначенным критериям играет правильный выбор шин.
Казалось бы, нет задачи проще, чем подобрать новые автобусные шины взамен износившихся старых. Но такие утверждения — давно исчерпавшая себя история. С приходом на рынок высокотехнологичных ЦМК шин у рынка появился запрос на новые потребительские свойства, вырос ассортимент, а выбор обуви для автомобиля потребовал более вдумчивого подхода.
Модели для пассажирских перевозок в шинных каталогах обычно выделяют в отдельную группу. Подбирая конкретную шину, перевозчик должен руководствоваться типом эксплуатации. У маститых шинных компаний с внушительной полкой ассортимента есть отдельные решения для междугородных, пригородных и городских перевозок. Первые две группы имеют много общего с грузовыми моделями, а последняя обладает рядом особых эксплуатационных свойств: к шинам для городских перевозок предъявляются особые требования с расчетом езды на короткое расстояние, частым разгонам и остановкам. Покрышки с отметкой, напоминающей дорожный знак населенного пункта, отличаются высокой стойкостью к порезам, сколам и повреждению боковин от постоянного соприкосновения с бордюром на автобусных остановках. А еще они должны быть рассчитаны на нестабильную нагрузку, которая зависит от плотности пассажиропотока. Неудивительно, что шинные компании вкладывают в модели для пассажирского транспорта самые последние ноу-хау. Вообще, современные ритмы урбанизации делают этот сегмент наиболее передовым в плане инноваций. В качестве примера приведем шину Conti Urban, которую компания Continental адаптировала для электробусов с учетом их высокой снаряженной массы и нестандартной нагрузки на оси.
В России парк электробусов пока измеряется трехзначными числами. Со временем этот вид транспорта, несомненно, станет частью нашей жизни. Пока же в сфере интересов перевозчиков остаются более массовые решения.
КАМА TYRES
Шинный комплекс ПАО «Татнефть» разработал для пассажирских перевозок всесезонную шину КАМА NU-301. Данная модель выпускается в одном типоразмере 275/70R22.5 и предназначена для установки на любую ось автобусов, эксплуатируемых преимущественно в городских условиях. Рисунок протектора данной модели содержит пять продольных ребер, три из которых располагаются в центральной части протектора, а два ребра являются его плечевыми зонами. При разработке этой шины отечественные специалисты учитывали специфику эксплуатации шины на рейсовых автобусах, которой присущи высокие нагрузки. Именно поэтому все протекторные элементы отличаются массивными размерами. Центральная часть протектора занята тремя рядами больших блоков в форме четырехугольника — они формируют собой продольные ребра. Благодаря такому строению центральной части удалось обеспечить повышенную курсовую устойчивость шины при движении в любых условиях. Еще одним плюсом такого рисунка центральной части является постоянное наличие в пятне контакта большого количества острых граней, формируемых многочисленными блоками трех продольных ребер. В результате шина демонстрирует тягово-сцепные показатели на любом типе покрытия, особенно на скользком и влажном. Шины КАМА Tyres поставляются на конвейер ведущих автобусных производителей России.
BRIDGESTONE
Японская Bridgestone предлагает пассажирским перевозчикам шину U-AP 001 для городских автобусов. Модель имеет универсальный рисунок протектора и предназначена для установки на все оси: рулевую, ведущую и подруливающую. Отличительными качествами шины нового поколения Bridgestone U-AP 001 являются повышенный уровень безопасности и комфорта. Улучшенные сцепные свойства на всех типах дорожного покрытия обеспечиваются особым дизайном протектора. Его ширина увеличилась на 5 % по сравнению с шиной предыдущего поколения. Широкие цельные плечевые дорожки обеспечивают улучшенное сопротивление сколам и порезам при маневрировании. В результате значительно повышаются надежность и долговечность каркаса. В протекторе используются ламели переменной глубины. Их повышенная плотность обеспечивает резине высокие показатели сцепления на мокрой и заснеженной поверхностях. Все это позволяет полностью использовать тяговые и тормозные свойства автобуса, повышая тем самым безопасность перевозки пассажиров. Стоит также упомянуть большое значение начальной глубины протектора — 21,6 мм, что способствует увеличению ходимости шины. Каркас поддается восстановлению, а значит, эксплуатация парка автобусов становится более экономичной. Усиленная на случай трения о бордюр боковина снабжена индикаторами износа. Модель Bridgestone U-AP 001 предлагается в размерности 275/70R22.5, индекс нагрузки и скорости 150/148J.
CORDIANT PROFESSIONAL
Текущая гамма шин для пассажирского транспорта от бренда Cordiant Professional включает модели VC-1 и VR-1, представленные в наиболее массовых типоразмерах 275/70R22.5; 245/70R19.5 и 295/80R22.5. Их универсальный рисунок протектора разработан с учетом возможности круглогодичной эксплуатации в дождь и снег. Тягово-сцепные характеристики шин VC-1 и VR-1 на мокрой дороге (классы В и С) подтверждаются соответствующими лейблами на евромаркировке. Шины Cordiant VC-1 и VR-1 являются всепозиционными: их простая перестановка по осям автомобиля позволяет нивелировать износ протектора, вдобавок к этому сокращается складская номенклатура.
Особенностью шины Cordiant Professional VC-1 275/70R22.5 является увеличенная начальная глубина протектора (до 22 мм), что увеличивает показатель ходимости. Во всех автобусных шинах Cordiant применяется специальная технология усиленной конструкции боковины Reinforced Side Guard, что защищает шины от повреждений при контакте с бордюрами в городской эксплуатации. Дополнительно индикатор износа боковины позволяет контролировать степень износа шины.
CONTINENTAL
И снова Continental. Шинная компания немецкого концерна сегодня предлагает для пассажирских перевозок в городе две всесезонные (Conti CityPlus HA3 M+S, Conti Urban HA3) и две зимние (Сonti Urban Scandinavia HA3, Сonti Urban Scan-dinavia HD3) модели третьего поколения. Наиболее перспективной на российском рынке является модель Conti Urban HA3, предлагаемая в ассортименте с посадочными диаметрами 22,5” и 19,5” (для среднеразмерных городских автобусов). Шины Continental для городских автобусов имеют усиленную боковину, которая способна выдерживать частые соприкосновения с бордюром, неизбежные при работе на городских маршрутах. Резиновая смесь, используемая для изготовления протектора, и его конструкция повышают ходимость шины Conti Urban HA3 до 20 % по сравнению со стандартной шиной для междугородных перевозок. Шину Conti Urban HA3 можно ставить на все оси, на что указывает литера А в обозначении HA3. Также означенная модель имеет маркировку M+S, что означает возможность ее круглогодичного применения в России. Каркас шин Conti Urban HA3 поддается восстановлению наваркой. В настоящее время шины линейки Conti Urban HA3 доступны в следующих размерностях: 245/70R19.5; 265/70R19.5; 315/60R22.5; 275/70R22.5; 305/70R22.5. Ин-декс скорости и нагрузки — 152/148K.
GITI
Для удовлетворения растущего спроса современной отрасли автотранспортных перевозок марка Giti (принадлежит группе компаний Giti Tire) постоянно расширяет ассортимент шин разного применения. Специально для городских автобусов предлагается всепозиционная модель GAU861. Шина имеет сертифицированную маркировку M+S и 3PSMF, подтверждая тем самым возможность всесезонного применения.
Шина для городских автобусов отличается усиленными боковинами для максимальной стойкости к повреждениям в результате наездов на бордюры и ударных воздействий, а протектор с оригинальным рисунком и начальной глубиной 20,2 мм обеспечивает высокие показатели ходимости и низкий уровень шума, что обеспечивает дополнительный комфорт находящимся в салоне пассажирам. Также конструкция шины предусматривает асимметричные индикаторы износа, которые заблаговременно предупреждают о необходимости перестановки или демонтажа шины. Модель GAU861 доступна в типоразмере 275/70R22.5, имеет индекс нагрузки 154/148. В компании подчеркивают, что линейка автобусных шин Giti продолжит эволюционировать в соответствии с требованиями рынка.
GOODYEAR
Goodyear в Pocсии предлагает для пассажирских перевозок в городе всепозиционную шину Urban Max MCA. В упомянутой модели применяется технология Urban Max, которая сочетает инновационный подход к разработке конструкции протектора и высокотехнологичные материалы. Шина имеет хорошее сцепление и торможение на мокрой поверхности, имеет маркировку M+S и может эксплуатироваться всесезонно. Широкий пятиреберный протектор с ламелями Flexomatic обеспечивает высокие показатели ходимости, равномерный износ и низкий уровень шума. Усиленные боковины с индикатором износа устойчивы к истиранию о бордюр и повреждениям. Для продления срока службы каркаса предусмотрена нарезка протектора и восстановление наваркой. Шина Urban Max MCA доступна в шести типоразмерах с посадочными диаметрами 19,5” и 22,5”.
Для установки на ведущую ось городских автобусов Goodyear предлагает модель MCD Traction, которая характеризуется повышенным сцеплением как в межсезонье, так и зимой, о чем свидетельствует маркировка 3PSMF. Использованные в этой шине новые технологии ламелей Flexomatic и 3D Bis позволяют улучшить управляемость, снизить сопротивление качению. Широкий пятиреберный протектор и большое количество кромок зацепления обеспечивают отличное сцепление на мокрой и зимней дороге. Модель предлагается в типоразмере 275/70R22.5.
MICHЕLIN
Компания «Мишлен» традиционно делает ставку на экономию топлива за счет снижения сопротивления качению. Энергосберегающая линейка шин для городских автобусов с фигуркой Бибендума на логотипе представлена в России моделью Michelin X InCity XZU, которая предназначена для установки на все оси транспортного средства. Спокойствие водителя и пассажиров в самых разных дорожных условиях обеспечивается благодаря эффективному торможению и сцеплению независимо от погоды и дорожного покрытия, а также за счет устойчивости к порезам и истиранию боковины шины. Кстати, новая маркировка на боковине шины исключает затирание надписей в процессе эксплуатации. Кроме этого, в шине Michelin X InCity XZU используется технология радиочастотной идентификации RFID. Благодаря этому решению процесс управления шинным хозяйством в парке существенно упрощается. Модель доступна в типоразмере 275/70R22.5. Индекс нагрузки и скорости — 145/148J.
TRIANGLE
Шинный бренд из Китая Triangle представлен на российском рынке более десяти лет. За это время у марки сложился свой круг поклонников, для которых соотношение цены и качества имеет первостепенное значение. В текущей линейке для городских автобусов бренд предлагает пять моделей. Всепозиционные шины Triangle TBC-А11 и TBC-А21 узнаваемы по зигзагообразным канавкам протектора — в паре с ребристыми ламелями они обеспечивают хорошие тяговые и тормозные свойства. Другие две актуальные модели — TR615 и TR685 — имеют прямые канавки протектора и усиленные закрытые плечевые ребра, которые предотвращают нерегулярный износ плеч при поворотах.
Специально для ведущей оси инженеры Triangle разработали модель TBC-D11. Она имеет более глубокие канавки протектора, а дизайн центральной части выполнен в виде глубоких зигзагообразных канавок, напоминающих форму алмаза. Все перечисленные модели шин имеют усиленную боковину, которая предотвращает повреждение о бордюры.
HANKOOK TIRE
Бренд Hankook предлагает для городских автобусов новую шину — SmartCity AU04+. Ее оптимизированный рисунок протектора обеспечивает максимально низкий и равномерный износ, а химический состав протекторной смеси повышает устойчивость к высоким температурам, увеличивая тем самым срок службы покрышки. При разработке шин компания Hankook уделяет особое внимание обеспечению безопасности. Шина SmartCity AU04+ имеет усиленные боковины, защищающие ее от повреждений при контакте с бордюрным камнем. Глубокий индикатор износа, встроенный в боковину шины SmartCity AU04+, позволяет легко определить состояние автобусной обуви и предотвратить ее преждевременный выход из строя. Шины SmartCity AU04+ предлагаются в размере 275/70R22.5 с маркировками M+S и 3PMSF.
YOKOHAMA
В компании Yokohama отмечают, что российские клиенты стали более разборчивыми в своих предпочтениях. Нашим пассажирским автоперевозчикам японский бренд предлагает универсальную шину для городских автобусов Yokohama RY357. Среди особенностей этой модели стоит упомянуть четырехреберный глубокий рисунок протектора, рассчитанный на длительный контакт с абразивным покрытием и допускающий нарезку, а также специальную защиту боковины, которая минимизирует вероятность повреждения шины и защищает ее при трении о бордюрный камень. В России для шины Yokohama RY357 доступны три типоразмера: 275/70R22.5 (индекс нагрузки и скорости 148/145J); 295/80R22.5 (152/148J) и 11R20 (148/145J).